Трансфер, забронированный у турагента, опоздал к отправлению рейса в Россию. Виновата ли турфирма?
О том, как турист пытался обвинить турагента в некомпетентности и отсудить у него стоимость авиабилетов, которые тот ему даже не бронировал, Profi.Travel рассказали в юридической компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры»
Турист приобрел у турагента отдых на островах: проживание в отеле по системе all inclusive и трансфер на гидросамолете. Авиабилеты туда и обратно он забронировал сам.
Отдых не задался с самого начала. В отеле туриста не устроило, что пользоваться тарифом «все включено» можно только в одном ресторане и в определенное время. Он связался с турагентом, и тот предложил ему доплатить и заменить тариф на «все включено премиум». Клиент отказался и решил оставить все, как есть. Однако впоследствии неоднократно ссылался на этот момент, обвиняя агента в некомпетентности,
В день вылета на островах сильно испортилась погода, трансфер не успел привезти туриста в аэропорт вовремя, и он опоздал на обратный рейс. Ему пришлось купить новые билеты на следующий день и остаться в отеле еще на одну ночь. Трансфер ему предоставили в виде комплимента.
По возвращении турист направил турагенту претензию в том, что тот не помог ему поменять авиабилеты — несмотря на то, что тот не имел никакого отношения к оформлению его авиаперевозки. Клиент турфирмы потребовал компенсировать:
- стоимость обратных билетов в Россию;
- стоимость дополнительной ночи в отеле;
- денежные средства за оплаченный и не предоставленный трансфер (такова была версия туриста);
- моральный вред в размере 100 тыс. рублей.
Турагент обратился за помощью юридическую компанию «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» по составлению ответа на претензию. В нем юристы указали на полное выполнение обязанностей агента по договору, а также на форс-мажор с погодными условиями.
«Опоздание на рейс по причине невозможности своевременного исполнения трансфертной перевозки в силу обстоятельств непреодолимой силы освобождает исполнителя трансфера и турфирму от ответственности по компенсации убытков туриста, связанных с данными обстоятельствами. Метеоусловия в этом случае могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы.
Со стороны турагентства, отеля или транспортной компании не было вины в опоздании на рейс, а значит — нет и правовых оснований требовать от них компенсации за непредвиденные убытки. Не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение принятых ими на себя обязательств, как и подтверждений прямого или косвенного причинения убытков», — говорит главный юрист компании Вадим Погорелов, который вел дело. Он добавил, что туристу порекомендовали обратиться к туроператору с отдельными претензиями, если таковые возникнут.
Однако клиент турфирмы не собрался сдаваться и подал иск, в котором всю вину за дополнительные затраты возложил на агента. При этом размер его требований вырос — теперь они включали в себя следующие пункты:
- взыскать уплаченную туристом сумму расходов третьим лицам (более 280 тыс. рублей);
- компенсировать моральный вред в сумме 300 тыс. рублей;
- штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований;
- расходы на оплату юридических услуг.
Судья полностью согласился с доводами юриста и принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Фото: JOSHUA COLEMAN, unsplash