Метрополитен в современном мире имеет статус основного общественного транспорта. В связи с этим в подземной транспортной системе Рима постоянно огромное количество пассажиров. Это максимально удобный и выгодный вид передвижения, но перед тем, как им воспользоваться, рекомендуется сначала ознакомиться с несложными правилами.
Особенности и схема метро Рима, линии
Метро в Риме основано в 1955 г., увидеть всю необходимую информацию о нем есть возможность на официальной страничке подземной транспортной системы romammetropolitane. Данное метро считается самым маленьким среди остальных стран Европы. Протяженность его разветвлений в Риме 59,4 км.
Сравнение с метрополитенами в европейских странах:
Московское метро |
435,7 км |
Лондонское метро |
402 км |
Берлинское метро |
151,7 км |
Метрополитен считается самым быстрым видом транспорта, он позволяет передвигаться пассажирам минуя пробки на дорогах. При этом при помощи него есть возможность добраться в любой район города. Римский метрополитен до настоящего времени расширяется и подлежит регулярной реконструкции. Длительность строительства метро, постоянные изменения формы линий и размера имеют неочевидное объяснение.
Во время земляных работ, к которым прибегают для очередного расширения подземной дороги, часто находят ценные археологические артефакты, которые требуют особого отношения к себе. Все желающие использовать данный вид перемещения должны учитывать, что между станциями метрополитена имеется достаточно большое расстояние по причине чрезмерно активного развития инфраструктуры на поверхности и внутри населенного пункта.
Поэтому лучше заранее определиться с местом выхода, возможностью быстро сориентироваться в направлении прогулки до пункта назначения пешком.
Станции метрополитена в Риме не отличаются оригинальным дизайном или архитектурой, их главное назначение – четкое по графику перемещение пассажиров до пункта назначения. Почти все подземные помещения сделаны одинаково в сером цвете, без особого декора и украшений. Обстановка в метро очень скромная, но помещения отличаются чистотой и уютом.
Единственным украшением на стенах вагонов считаются цветные граффити-изображения, ими молодежь старается разукрасить территорию и сделать метрополитен более уютным.
Пользоваться Римским метро и разбираться в планах расположения веток не сложно. Главным условием можно назвать умение ориентироваться в помещении и четко следовать согласно информации с указателей, которых большое количество. Турникеты в Риме абсолютно аналогичны Российским. Чтобы с легкостью найти интересующее место и не заблудиться во время поездки к нему можно использовать карту Рима, в этом случае будет сразу понятно, на какой станции следует выходить.
Основные правила пользования метрополитеном:
- необходимо приобрести билет;
- приобретенный талон нужно прокомпостировать;
- воспользоваться турникетом метрополитена, чтобы пройти к месту посадки и высадки пассажиров в вагон.
Желательно следовать советам, которые дает местное население и опытные туристы:
- Не рекомендуется выкидывать проездной талон раньше, чем закончилось передвижение в поезде. Иногда в вагонах работают контролеры, вылавливающие безбилетных пассажиров, за это налагается достаточно большой штраф.
- В момент перемещения на городском метрополитене можно использовать приложение на телефоне по расположению улиц города.
- Желательно выучить несколько слов на английском или итальянском языках, чтобы была возможность спросить у прохожих, где находится ближайшая остановка метро.
Как ориентироваться
Общий пассажиропоток метрополитена составляет 762 000 в сутки.
Римское метро состоит из 3 веток, состоящих из 74 станций:
- оранжевой под литерой «А», протяженностью 18 км;
- синей под литерой «В» с ответвлением В1;
- зеленой под литерой «С».
Линия А
Ветка А содержит 27 станций и пересекается с веткой В около главного железнодорожного вокзала Рима Термини, на этой станции есть возможность совершить пересадку с ветки А на другую. Конечные станции ветки А: «Ананьина» и «Баттистини». Ветку спроектировали в 1959 г., по проекту она должна располагаться под углом 90° к уже существующей ветке В.
К 1964 г. работы по строительству ветки продолжались в микрорайоне Тусколана, но проводились они с большими задержками по причине того, что используемый способ возведения создавал множество проблем для перемещения транспорта по поверхности земли с юго-восточной стороны города. Работы были возобновлены в 1969 г., с этого момента применялся метод строительства при помощи туннелей.
Данный способ помог решить проблемы с наземным транспортом, но спровоцировал негативное отношение местного населения из-за активной работы бурильных установок. По данному направлению действия достаточно часто прерывались из-за многочисленных археологических находок в микрорайоне под названием Пьяцца Делла Република. Открытие линии А состоялось зимой в 1980 г., но уже в самом конце прошлого века ветку продлили и конечной станцией стала «Баттистини».
Линия В
Метро в Риме на ветке под литерой В оснащено 26 станциями, она расположена по направлению северо-восток – юго-запад и является соединительной между севером и югом Рима. На станции под названием «Bologna» ветка под литерой В имеет ответвление В1, по ней организовано движение до станции под названием «Конка д’Оро». Независимо от своей аббревиатуры «В» ветка по срокам строительства и начала функционирования является первой.
Конечные станции ветки:
- «Ребиббия»;
- «Лаурентина»;
- «Йонио».
Первоначальный план ветки В был утвержден в самом начале прошлого столетия. Ее планировали использовать в виде соединяющей между районами: железнодорожный вокзал Термини — новый южный район города, в котором должно было происходить возведение здания для будущей всемирной выставки, запланированной на 1942 г. Работы, из-за начала ВОВ в середине прошлого столетия, были прекращены.
Построенные к этому времени перегоны между станциями около железной дороги «Термини» и «Пирамиде» были завершены и их использовали вместо бомбоубежища. Возобновление строительства началось после окончания военных действий, но вместо возведения выставочного комплекса был построен квартал для коммерсантов. Закончилось строительство зимой 1955 г. и с того времени по тоннелям проводится регулярное передвижение электричек.
В 1990 г. ветку под литерой «В» полностью модернизировали, и она была продлена от железнодорожного узла под названием Термини до Ребиббии с восточной стороны города. В настоящее время ветка В имеет протяженность до станции под названием «Йонио».
Линия С
Самой короткой является линия ветки С, она насчитывает всего 22 остановки. В ближайшем будущем планируется расширить ветку С добавив к ней еще 3 остановки. Ветка по линии С скорее всего не понадобится для туристов, она является связующей между районом под названием Монте Компатри и римской площадью Лоди, расположенной на отдалении от центрального района Рима.
Станции на ветке под литерой С находятся достаточно далеко от основных достопримечательностей Рима:
- Пантеон;
- площадь Навона;
- Кампо деи Фиори;
- Трастевере.
Если, несмотря на дальность расположения, планируется посетить достопримечательности воспользовавшись линией С, тогда после выхода из метрополитена следует переместиться на общественный наземный транспорт: автобусы или трамваи. Сеть наземного транспорта устроена несколько по-другому, чем подземный аналог. Разобраться с направлениями маршрутов можно при помощи карты, в этом случае можно будет легко добраться до любой достопримечательности Рима.
Ветка С считается связывающей между Патио и северным районом Рима. По планам данная ветка должна стать первой, выходившей за границы населенного пункта. В 2018 г. ветка была продлена до станции под названием «Сан-Джованни», где возможен переход на ветку А. В дальнейшем по проекту предусмотрено возведение линии до «Колизея» на ветке В.
Общее количество станций на ветке С запланировано в количестве 30, условно она будет разделена на зоны:
Первая часть ветки |
Начинается от станции Ченточелле и продолжается до Пантано |
включает в себя 15 станций |
Вторая часть ветки |
Продолжает ветку до Пьяцца-Лоди |
состоит из 6 станций.
|
Метро в Риме в дальнейшем будет расширено, после реконструкции ветки С планируется возведение еще одной дополнительной линии D, соединяющей северо-восток города и юго-запад. Пересечение ветки С и ветки D по плану должно происходить на станции под названием «Пьяцца-Венециа».
По предварительному проекту также предусмотрено продлении линий В и А. Пригородное железнодорожное сообщение также контролируется управляющей организацией метрополитена.
Основные ветки соединения пригорода:
Направление |
Характеристика |
на Рим-Лидо |
Ветка считается соединяющей с городом Остия в приморском районе, она относится к практической части римского метрополитена. |
на Рим-Пантано |
По данному направлению проложена узкоколейная железная дорога, приближенная по характеристикам к трамваям. |
на Рим-Норд |
Является пригородной железной дорогой. |
Сооружение ветки, соединяющей Рим с Лидо, было начато по окончании событий Первой Мировой войны, закончилось строительство в 1924 г. Изначально ветка работала как паровая железная дорога, но буквально на следующий год ее электрифицировали.
На сегодняшний день железная дорога принадлежит метрополитену, хоть и не связана с двумя главными ветками. Линия берет свое начало от станции около Пирамиде на ветке В и идет параллельно с ней к станции под названием EUR Мальяна, после этого она поворачивает на запад в Остию.
Характеристика веток в Римском метрополитене:
Начало и конец маршрута |
Открытие и реконструкция (даты) | Протяженность (в км) | Количество пассажиров в сутки (в тыс.) |
Время в дороге (в мин.) |
Линия А от Баттистини до Ананьина |
в 1980 и в 2000 | 18,4 | около 400 | чуть больше 40 |
Ветка В от Лаурентина до Ребиббия | в 1955 и в 1995 | 18,1 | около 300 | чуть меньше 40 |
Линия В1 от Лаурентина до Йонио | в 2012 и в 2015 | 17,2 | около 300 | чуть меньше 40 |
Линия С от Монте Компатри, через Пантано до станции Сан-Джованни | в 2014 и в 2018 | 18,1 | чуть больше 60 |
около 35 |
Существует важный момент, который следует учитывать, если придется ехать на Римском метро. На отдельные платформы у некоторых станции сделаны свои отдельные входы и выходы. В случае, если произошла ошибка и будущий пассажир электрички ошибочно зашел не на ту платформу, существует 2 варианта развития событий.
Ему придется выйти и снова зайти в другой вход и использовать второй билет, или проехать немного вперед, на станцию на которой имеется платформа для поездок по разным направлениям. Чтобы миновать ошибок следует внимательно изучать информацию на табло с указанными остановками у входа и около турникета.
В помещениях станций метрополитена установлены раздвижные двери. На табло и голосом диспетчера объявляются время прибытия составов. Во время ожидания состава для собственной безопасности нужно постараться не переступать за фактурную линию желтого цвета. В вагонах двери раздвигаются автоматически, данное действие сопровождается звуковым сигналом.
Двери могут открываться с двух сторон, внутри в вагоне под потолком вывешены таблички, на которых указано название станций и списки главных достопримечательностей, расположенных в этом районе. На электронном табло также указано, на какой стороне на данной станции откроются двери.
Билеты на метро
В Риме есть возможность приобрести билеты для перемещения на метро можно в разных местах:
- в специализированных киосках в метро;
- в кассе для продажи билетов;
- в ларьках, где продают разную мелочь.
Обычно на территории Рима потенциальные пассажиры используют единый билет, который можно применять на любом транспорте. В случае, когда человек использует услуги местной сотовой связи у него есть возможность купить талон на транспорт через мобильную сеть. Действительным билет становится в случае, когда он был прокомпостирован, это возможно сделать на входе в метро.
Продается временной талон, который действует 75 мин., его цена 1 евро. При использовании разовых временных билетов надо знать, что использование талона происходит тогда, когда человек не покидает территорию метрополитена. Иначе ему придется приобретать билет повторно. Если турист проживает в Риме несколько дней, в этом случае будет выгодным приобретение проездного.
Цена многоразовых проездных талонов напрямую зависит от срока его действия:
в течение 1 дня |
цена 6 евро |
в течение 3 дней |
цена 16,5 евро |
в течение 7 дней |
цена 24 евро |
в течение месяца |
цена от 35 до 55 евро, зависит от типа талона |
в течение года |
цена 250 евро |
Терминалы, где их можно купить.
Время работы
Метро в Риме открыто ежедневно, без выходных дней. Первые составы выходят в рейс в 05.30 ч, заканчивается работа в 00.30 ч по субботам, в остальные дни около 23.30 ч. Составы курсируют по маршруту с периодичностью от 7 до 11 мин.
Самые важные станции для туриста
Практически все главные исторические и архитектурные достопримечательности Рима расположены по ходу направления перемещения составов по веткам «А» и «В». Ветка оранжевого цвета тянется со стороны северо-запад к юго-востоку.
По данной линии есть возможность добраться до станций и посетить интересные места:
Станции |
Достопримечательности |
Cipro |
Музейный комплекс в Ватикане |
Ottaviano |
Храм имени Петра Святого |
Spagna |
Центральную Площадь и виллу Боргезе |
Barberini |
Фонтаны Треви, площадь имени Навона и Пантеон |
Termini |
Одноименный железнодорожный вокзал, с него можно поехать до остальных регионов страны или до аэропорта под названием Фьюмичино. |
Самые крупные станции и основные достопримечательности на ветке под литерой В:
Станции |
Основные достопримечательности |
Termini |
Тоннель для перехода до одноименного вокзала, с него есть возможность поехать в разные города страны и в аэропорт под названием Фьюмичино |
Colosseo |
Здание Колизея и Римского Форума |
Piramide |
Можно пересесть на поезд внутреннего курсирования, добраться в аэропорт или перейти до станции метро |
Tiburtina |
Новейшая железнодорожная станция, где можно пересесть на автобус, курсирующий между аэропортом и Римом |
Circo Massimo |
Термы Каракаллы, возвышенности под названием Палатин и Авентин |
Basilica San Paolo |
Расположен величайший собор Рима, один из четырех крупнейших |
Можно ли доехать на метро в аэропорт?
Главным вопросом, возникающим у туристов, является интерес, есть ли возможность добраться на метрополитене до аэровокзала. Аэропорт Рима не связан с населенным пунктом напрямую с веткой метро. Римский метрополитен базируется на линейно-маршрутной системе передвижения составов и имеет 2 пересадочные станции. Есть вариант доехать поездом или наземным общественным транспортом, отправляющимся с аэровокзала под названием Фьюмичино.
Поезд прибывает до пересадочного узла под названием Термини, здесь есть возможность перейти на другую линию метрополитена. Можно поехать дальше и выйти на станциях, связанных со всеми остальными ветками метрополитена под литерами А, В и С: Тибуртина, Остиенсе и Трастевере.
Выходы с территории из платформы римского метрополитена осуществляются исключительно в местах, которые обозначены словом «Uscita» через турникеты. Во время выхода необходимо толкать перегородку. Далее следует передвигаться по указателям. Для своего удобства можно скачать на свой телефон карту метрополитена и следить за названиями станций самостоятельно. Все надписи на табличках, расположенные в метро, дублируются на английском языке.
Видео о метро в Риме
Что важно знать о метро в Риме: